Свое и чужое

Личностные рамки человека не ограничиваются лишь телом. Личные вещи, одежда, предметы быта, недвижимость, автомобиль — все это продолжение нас, только материализовавшееся. С началом обучения в школе, когда ребенок ежедневно соприкасается с чужими вещами, важно напоминать ему о правильном обращении с предметами. Причем не только своими.

Приятно, когда есть что-то, принадлежащее только тебе. Дома — коробка с игрушками, в детском саду — шкафчик для одежды. А в школе — целый рюкзак с сокровищами. Туда влезает много интересного, особенно пока мама не видит. Малыши приносят с собой много вещей, кроме учебников и тетрадей. Детские газеты и журналы, наклейки, игрушки, разные мелочи. Любители живой природы умудряются даже притащить с собой черепаху или морскую свинку. Почему так происходит?

Психологи объясняют это тем, что детям важно брать с собой что-нибудь, что напоминает им о доме. Особенно в период адаптации к учебному заведению. Все то же самое было и в садике. Кто не приносил с собой из дому любимую игрушку? Это нормально. Не следует запрещать ребенку носить с собой пушистого друга, но только не живое существо. Так малышу будет спокойнее.

Нередко бывает так, что первоклассники без спросу берут вещи друг друга. Просто потому, что им пока трудно понять, что бывает «свое» и «чужое». Дети вполне могут рыться в карманах у друзей или заглядывать в их портфели. Это нельзя пускать на самотек. Объясните ребенку, что можно, а что нет. Если только у вашего сына или дочери нет клептомании, это быстро пройдет.
Учить малышей не трогать чужое нужно с самого раннего возраста. Все родители так и поступают, ведь никто не хочет, чтобы кроха рос вором. Но простое любопытство иногда пересиливает. Практически у каждого найдется подобный случай из детства.

В целом явление обмена вещами среди младших школьников носит позитивный характер. Обмениваясь какими-нибудь пустяками, вроде наклеек, дети учатся дружить, находить контакт, понимать других, улавливать жадность, хитрость, лживость в отношениях. Это полезно, поскольку точно пригодится во взрослой жизни.

Однако иногда бывают и скандалы. Например, если ребенок совершил неравноценный обмен — отдал ценную вещь за какую-нибудь безделушку. Понятно, что родителям это не понравится. Старайтесь не допускать подобных ситуаций. Не позволяйте малышу брать с собой в школу то, что вам не хотелось бы потерять. Также будет нелишним провести беседу на тему, каким трудом достаются вещи и почему их нужно беречь. Еще лучше, если вы приучите ребенка всегда советоваться с вами, нужно ли совершать обмен. Разумеется, у детей свои ценности. Иногда взрослым трудно понять, как можно поменять новый маркер на какую-то потертую наклейку, пусть даже и с героем любимого мультфильма.

Обмен вещами нередко происходит не только в школе, но и во дворе или на улице. У каждого ребенка при этом свой интерес. Кто-то хочет выразить симпатию, другой — обмануть и получить что-то более ценное, чем то, что у него уже есть. Некоторые дети пытаются таким образом найти себе друзей. Если при этом малыш соглашается на явно невыгодные условия, как будто покупая чужое внимание, стоит насторожиться. Обращайте внимание и на те случаи, когда ребенок раздаривает свои вещи буквально всем подряд.

У детей должно быть право выбора, по крайней мере, в тех случаях, когда вещи недорогие, незначительные либо он сделал их сам. Личные вещи потому так и называются, что только их хозяин может ими распоряжаться. Пусть у вашего ребенка будет собственность, и он сам будет решать, что с ней делать.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 4 =